Во всех областях человеческой деятельности всегда есть так называемые мэйнстримные, андэграундные и ретроградные направления. Даже наука, которая, казалось бы, не должна зависеть ни от чего, кроме фактов, не обходится без религиозных споров и модных веяний.
Абсолютно такая же ситуация и с веб-дизайном. Есть некоторое количество технологий, которые на данный момент считаются модными (мэйнстрим), и есть технологии, которые уже считаются устаревающими. Наконец, есть веб-разработчики, которые изобретают собственные решения, которые либо заимствуются народом и переходят в разряд
мэйнстримных, либо остаются безвестными. На момент написания книги модным оказался целый букет технологий: динамические страницы в целом, динамические сайты на Ajax, технология Ruby on Rails, блоги, аккаунты, RSS, стиль Web 2.0 (включающий неотъемлемую и очень «важную» часть — «гелевые кнопки», имитацию стиля Aqua и полупрозрачность), облака, XHTML, Find As You Type, плавные трансформации и веб-сервисы, а также Wiki.
Признаны немодными или выходящими из моды: фреймы, бегущая строка, Java, всплывающие окна, гостевые книги и порталы.
Рассмотрим модные веяния подробнее.
О динамических страницах, генерирующихся на сервере, еще неоднократно пойдет речь в этой части, поэтому тут стоит только отметить, что это не только модное веяние, но и оправдавшая себя и весьма полезная практика. Построение сайтов на динамической основе не только упрощает разработку и (при необходимости) последующий редизайн, но и позволяет оперировать данными более гибко, чем в случае со статическими сайтами: многократно использовать в разных местах сайта, использовать фрагменты существующих данных, автоматически генерировать списки ссылок, галереи иллюстраций, разнообразные отчеты и ссылки на последние обновления сайта.
Популярность технологии AJAX, известной и ранее, вспыхнула, пожалуй, после открытия проекта Gmail (www.gmail.com), когда выяснилось, что почтовый интерфейс может быть гораздо более динамическим, чем принято думать. Практически все действия (кроме входа в почту и выхода) осуществляются без перезагрузки страницы. Суть метода в том, что страница включает JavaScript-код, позволяющий отсылать данные на сервер и получать оттуда другие данные, в том числе на сервере обработанные. В этом случае скорость работы как объективно, так и субъективно существенно возрастает: все действия происходят почти мгновенно.
В большинстве случаев используется объект XMLHttpRequest, с помощью которого и происходит взаимодействие клиента и сервера в языке JavaScript. Поскольку в разных браузерах обращение к этому объекту производится по-разному, целесообразно прибегнуть к ветвлению, в результате которого однозначно определяется переменная, содержащая обращение к объекту, пригодное для разных браузеров.
Феномен блогов, или интернет-дневников, возник как лавинообразное явление сравнительно недавно, хотя, например, сайт livejournal.com, популярнейший в мире блогов, открыт еще в марте 1999 года, а diary.ru (по моему скромному мнению, являющийся лучшим блоговым сервисом с точки зрения удобства использования) существует с 2002 года. Сейчас говорится о том, что блоги способны заменить
некоторые средства массовой информации. Рассмотрим основные особенности блогов и попытаемся выяснить, насколько они удобны. Дело в том, что иногда удобство использования блога владельцем от удобства использования его посетителями отделяет всего один шаг — об этом будет рассказано чуть позже.
Итак, в первую очередь блог — это популярный вид сайта, особенность которого заключается в хронологическом расположении записей (иногда — с возможностью менять порядок вывода «с конца в начало»
на «с начала в конец» — первый из них более логичен, если рассматривать блоги как своеобразные новостные ленты, второй логичен, если посты — записи в блоге — образуют логическую последовательность).
К каждому посту, как правило (если владелец не запретил), можно оставлять комментарии, зарегистрировавшись или анонимно. Записи посты могут быть любого характера: дневникового, информационного и т. п. Часто вместо текста записи авторы блогов помещают фотографии, изображения, видеоролики и иные включения.
Блоги бывают персональными, многопользовательскими и коллективными (последние чаще называются сообществами). Встречаются также корпоративные блоги, которые по типу изначально являются либо сообществами, либо многопользовательскими.
Для персонального блога не требуется регистрация: «движок» для блога можно скачать бесплатно с сайта разработчика или написать самому. Такой дневник ведет один человек, он там полный хозяин. Часто блог или включается на сайт, или является основным (или единственным) разделом на сайте владельца.
Общение с другими — наиболее активно развивающаяся часть сайтов. В связи этим возможность оставлять перекрестные ссылки, комментарии, импортировать чужие блоки информации и экспортировать для других свои приобретает особую важность. Наиболее удобный формат экспорта — XML, а точнее, RSS, о котором речь пойдет дальше — в силу того, что этот формат стандартизирован и для совместимости почти всеми используется одинаково.
Бесплатная консультация по телефону: