Во всех областях человеческой деятельности всегда есть так называемые мэйнстримные, андэграундные и ретроградные направления. Даже наука, которая, казалось бы, не должна зависеть ни от чего, кроме фактов, не обходится без религиозных споров и модных веяний.

Абсолютно такая же ситуация и с веб-дизайном. Есть некоторое количество технологий, которые на данный момент считаются модными (мэйнстрим), и есть технологии, которые уже считаются устаревающими. Наконец, есть веб-разработчики, которые изобретают собственные решения, которые либо заимствуются народом и переходят в разряд
 мэйнстримных, либо остаются безвестными. На момент написания книги модным оказался целый букет технологий: динамические страницы в целом, динамические сайты на Ajax, технология Ruby on Rails, блоги, аккаунты, RSS, стиль Web 2.0  (включающий  неотъемлемую  и  очень  «важную»  часть —  «гелевые  кнопки», имитацию стиля Aqua и полупрозрачность), облака, XHTML, Find As You Type, плавные трансформации и веб-сервисы, а также Wiki.
 Признаны немодными или выходящими из моды: фреймы, бегущая строка, Java, всплывающие окна, гостевые книги и порталы.
 Рассмотрим модные веяния подробнее.
 О динамических страницах,  генерирующихся на сервере, еще неоднократно пойдет  речь  в  этой  части, поэтому  тут  стоит  только  отметить, что это не только модное веяние, но и оправдавшая себя и весьма полезная практика. Построение сайтов на динамической основе не только  упрощает разработку и  (при необходимости) последующий редизайн, но и позволяет оперировать данными более гибко, чем в случае со  статическими  сайтами: многократно использовать  в разных местах сайта, использовать фрагменты существующих данных, автоматически генерировать списки ссылок, галереи иллюстраций, разнообразные отчеты и ссылки на последние обновления сайта.
 Популярность  технологии AJAX,  известной  и  ранее,  вспыхнула, пожалуй, после открытия проекта Gmail (www.gmail.com), когда выяснилось, что почтовый интерфейс может быть гораздо более динамическим, чем  принято  думать. Практически  все  действия  (кроме  входа  в  почту и выхода) осуществляются без перезагрузки страницы. Суть метода в том, что страница включает JavaScript-код, позволяющий отсылать данные на сервер и получать оттуда другие данные, в том числе на сервере обработанные. В этом случае скорость работы как объективно, так и субъективно существенно возрастает: все действия происходят почти мгновенно.
 В  большинстве  случаев  используется  объект XMLHttpRequest,  с  помощью  которого  и  происходит  взаимодействие  клиента  и  сервера  в  языке  JavaScript. Поскольку в разных браузерах обращение к этому объекту производится по-разному, целесообразно прибегнуть к ветвлению, в результате которого однозначно определяется переменная, содержащая обращение к объекту, пригодное для разных браузеров.
 Феномен  блогов,  или  интернет-дневников,  возник  как  лавинообразное  явление  сравнительно  недавно,  хотя,  например,  сайт livejournal.com, популярнейший в мире блогов, открыт еще в марте 1999 года,  а  diary.ru  (по  моему  скромному  мнению,  являющийся  лучшим блоговым сервисом с точки зрения удобства использования) существует  с 2002  года. Сейчас  говорится о  том, что блоги  способны  заменить
 некоторые средства массовой информации. Рассмотрим основные особенности блогов и попытаемся выяснить, насколько они удобны. Дело в том, что иногда удобство использования блога владельцем от удобства использования его посетителями отделяет всего один шаг — об этом будет рассказано чуть позже.
 Итак, в первую очередь блог — это популярный вид сайта, особенность которого заключается в хронологическом расположении записей (иногда — с возможностью менять порядок вывода «с конца в начало»
 на  «с начала  в  конец» — первый из них  более  логичен,  если  рассматривать блоги как своеобразные новостные ленты, второй логичен, если посты —  записи в блоге — образуют логическую последовательность).
 К каждому посту, как правило  (если владелец не запретил), можно оставлять  комментарии,  зарегистрировавшись  или  анонимно.  Записи посты могут быть любого характера: дневникового, информационного и т. п. Часто вместо текста записи авторы блогов помещают фотографии, изображения, видеоролики и иные включения.
 Блоги  бывают  персональными, многопользовательскими  и  коллективными  (последние  чаще называются  сообществами). Встречаются также корпоративные блоги, которые по типу изначально являются либо сообществами, либо многопользовательскими.
 Для персонального блога не требуется регистрация: «движок» для блога можно скачать бесплатно с сайта разработчика или написать самому. Такой дневник ведет один человек, он там полный хозяин. Часто блог или включается на сайт, или является основным  (или единственным) разделом на сайте владельца.
 Общение  с  другими —  наиболее  активно  развивающаяся  часть сайтов.  В  связи  этим  возможность  оставлять  перекрестные  ссылки, комментарии, импортировать чужие блоки информации и экспортировать для других свои приобретает особую важность. Наиболее удобный формат экспорта — XML,  а  точнее, RSS, о котором речь пойдет дальше —  в силу  того,  что  этот формат  стандартизирован  и  для  совместимости почти всеми используется одинаково.